Писк тормозов: из-за чего появляется, как избавиться

Кто встречался с ним, тот понимает, насколько это ужасный звук. Он раздражает собственников автомобилей и заставляет поломать голову мастеров. Писк тормозов – наиболее распространенная жалоба на тормозные колодки. Почему может появиться такой звук, из-за чего в одних моделях он громче, в сравнении с другими, и как предотвратить его появление? Об этом разговор пойдет ниже.

Писк: где, как, почему он проявляется

В процессе остановки машины трутся друг об друга поверхности дисков, тормозных колодок. За счет того, что они отличаются коэффициентами трения, структурой возникают вибрации. Сами детали могут быть разными. Все зависит от взятого на производство материала, шероховатостей поверхностей. Что касается состава дисков, то тут в различных моделях будут незначительные отличия. Больше всего колебаний приходится выдерживать суппорту, когда направляющей передвигается тормозная накладка к диску в определенном направлении. После возникновения вибрации передаются всем деталям системы. Нередко элементы начинают резонировать с остальными составляющими шасси. В зависимости от частоты звука они могут восприниматься, как скрип или свист. Причин, почему появляется неприятный звук, может быть несколько. От этого зависят методы устранения эффекта.

Первая причина – Из чего состоят тормозные колодки, их коэффициент трения. Почему одни свистят, а другие работают незаметно.

О том, что спорткары, гоночные болиды могут издавать при торможении свист известно практически каждому. Причем на них стоят не бюджетные системы торможения, а инновационные лучшие, что предлагаются на данный момент. Более того, болиды не подчиняются нормам, а это значит, что изготавливая тормозные колодки компании сосредотачиваются на том, чтобы тормозной эффект получался максимально качественным, коэффициент трения - повышенным. Аналогичная ситуация наблюдается с авто, относящимися к виду Supersport. Яркий представитель Ferrari.

Эффективность процесса останова зависит от определенных параметров, а именно - гидравлических условий. Они не имеют отношения к омологации, то есть производителям не нужно придерживаться определенных норм при изготовлении, а значит можно уделить внимание главным элементам системы торможения – цилиндру, суппортам. Есть возможность поэкспериментировать с колодками, имеющими большую мощность. Изменения дают возможность влиять на трение, тормозной эффект. Примером может послужить комплект ЕВС Apollo, установленный на большинство спорткаров. Также показательно выглядят с разным диаметром суппорта, чья цена стартует от 30 тысяч гривен, на Ferrari. Несоответствие в нагрузках на систему торможения на Skoda Octavia и BMW X6M во время остановки на предельной скорости в 6 раз. Колодкам на джипе как приходится выдерживать сотни тысяч километров, так и резко его тормозить. Они должны с этим справляться на отлично. EBC доказали, что такие детали можно изготовить.

Вторая причина. В каком состоянии находится система. Как правило, появление неприятных звуков при торможении связано с неудовлетворительным состоянием составляющих тормозной системы. Причем начать пищать могут тормозные колодки независимо от того, кто именно их изготовил. Даже, если будут стоять безупречные надежные изделия, все равно может проявиться неприятный шумовой эффект. Хоть производителями и прилагается максимум усилий, чтобы изготовить идеальную продукцию, но они не в силах полностью предусмотреть условия, в которых транспортное средство будет эксплуатироваться в реальности. Производители лишь способны повлиять на состав смеси, используемой при изготовлении. Также видоизменить конструкцию колодки. Но не под силу им предугадать качество, периодичность, условия проведения техобслуживания.

В каком именно находятся состоянии составляющие системы торможения: тормозные колодки, суппорты, другие элементы – также важно, как и рецептура фрикционного материла, используемого на производство колодок. Именно об этом разговор пойдет ниже.

Тормозные колодки свистеть, пищать могут начать по нескольким причинам. Если авто новое, то проблемы могут появиться после первой замены колодок на новые. Причины тут можно выделить следующие:

  • Пыль, оставшаяся после износа предыдущих деталей, осевшая на составляющие суппорта.
  • Поставлены новые колодки на старые изношенные диски.
  • Поменяны колодки, а аксессуары: прижимные пластинки с направляющими втулками, остались старыми.

Наиболее сильно дефекты проявляются при второй, последующих сменах комплектующих системы торможения.

Специалистов, меняющих колодки, должны настораживать такие моменты:

  • Если в основе тормозной системы лежат плавающие суппорты. Именно такие поставлены на 96% автомобилей. Здесь могут возникать такие проблемы:
    1. Проволочные, пластинчатые пружины стали менее жесткими, поэтому тормозная колодка плохо закреплена в суппорте. Плавному равномерному ходу колодки также может препятствовать грязь, изношенность прижимных пластинок.
    2. Скоба суппорта с креплением зажимающих пластинок грязные. Их периодически нужно чистить от грязевых отложений при помощи щетки с металлическим ворсом.
    3. Манжеты из резины направляющих втулок суппортов стали плохо двигаться. Эти направляющие должны легко ходить. Для этого их надо смазывать специализированными консистентными составами. Именно за счет манжет обеспечивается защита от коррозии, грязи. При появлении различных повреждений, к примеру, трещин, пыль с грязью проникают в направляющие. Они заклиниваются. Контакт колодки с диском становится неравномерным. В итоге появляется писк, свист. Колодки начинают быстро изнашиваться.
    4. Подвижность скобы снижена из-за грязи, коррозии на направляющих втулок. Эти факторы существенно повышают нагрузку на остальные составляющие суппорта. В итоге втулки изнашиваются неравномерно. Вследствие этого из-за изношенных манжет, которые стоят не сильно дорого, могут вывести из строя более дорогие детали системы торможения. Такой изъян также может становится причиной возникновения свиста, писка.
    5. Поршни суппортов грязные. Уплотнители из резины вместе с поршнями должны быть хорошо вычищены щадящими моющими специализированными средствами перед тем, как будут вмонтированы в суппорт. В состав средств не должен входить ацетон.
    6. Все подвижные составляющие системы плохо смазаны специализированными составами. Направляющие, поршни, должны хорошо смазываться, но не сверх меры. Лишнее вещество выдавливается из манжеты, на его поверхности накапливается грязь, пыль. Для смазывания прижимных пластинок, пружин, направляющих, других подвижных составляющих нужно использовать специальные средства, в которые не входят металлические примеси, к примеру, медная паста. Такие производит ELIT. Они легко отыщутся под номером QB 10000.
  • Если суппорты оснащены недвижимыми скобами. Подобные принято ставить на спортивные модели, к примеру, Audi Q7, Porsche Cayenne, Land Rover. На них может основываться тюнинговое оснащение, например, ЕВС Apollo. На замену составляющих подобной системы торможения уходит несколько минут, причем с демонтажем колес. Еще непонятней ситуация, когда купив новые колодки, болты с установочными пружинами не меняются, оставляют прежние. В особенности, если учесть стоимость таких машин. При этом уход за такими системами торможения остается простым. Заключается в прецизионном очищении изнутри, смазывании пластинок сверху. Последние постоянно незначительно контактируют с корпусной частью суппорта. Если не проводить периодические грамотное техобслуживание, то можно утратить подвижность пластинок, ход станет неравномерным, прижим неполным. В итоге проявится скрип с писком.
  • Если установлена барабанная система торможения. Она основана на пружинах, несущих ответственность за то, насколько правильно расположены накладки. Изношенные, испорченные, пружины, их составляющие, используемые для крепежа, утрачивают функции. К сведению, за пару лет использования жесткость пружины уменьшается на 30%. Более того, пружины могут быть повреждены во время замены накладок. Именно по этим причинам рекомендуется менять барабанные тормоза комплектом. В него входят все нужные аксессуары. Еще один вариант заменять новыми все крепежные пружины. Такие детали, комплекты встречаются в продаже повсеместно.

Если автомобили только, что сошли с конвейера, то у них нет проблем с системой торможения. Она работает без свиста, скрипа. Да и не возникнут они длительное время. Но это не применимо в других случаях. Для того чтобы процесс торможения стал комфортным, бесшумным, производитель, например, может поставить колодки торговой марки EBC brakes. Данная продукция тестировалась не менее 30 раз. При этом не было выявлено малейшего звука при эксплуатации. Стоит отметить, что систему проверяли в нормальных условиях, их можно назвать комфортными. Но в реальности детали постоянно подвержены влиянию окружающего пространства. На них воздействуют агрессивные опасные вещества, грязь, влага. Это способствует быстрому износу, снижению эксплуатационных характеристик. Чтобы они поддерживались на должном уровне нужно выполнять все превентивные меры, включенные в комплексный уход. Действия: снять старые и поставить новые детали не всегда достаточно. Это подтвердит любой профессионал.

Заключение

Из описанного выше вполне становится понятно, что скрип, свист тормозов ошибочно считается производственным дефектом. Думая так, в расчет берут колодки или накладки одной торговой марки. Бренд колодок, взятая на их производство смесь играют значение. От фрикционного состава напрямую зависит качество, эксплуатационные характеристики. Но в большинстве ситуаций проблема появления шума связана с неудовлетворительным состоянием системы торможения, некачественным техническим уходом, неполной заменой составляющих. Факт: когда А колодки были заменены на В и все перестало скрипеть и пищать можно считать правдой. Объяснить его получится тем, что был выбран бренд, где производителем использовалась смесь с низким коэффициентом трения. За счет этого удалось избавиться от шума. Но при этом мало кто берет во внимание то обстоятельство, что процесс торможения стал менее качественным. Причем понять это сложно. Профессионалы считают, что только при полном регулярном ТО всех составляющих системы торможения может быть гарантировано безопасное, комфортное торможение.

Если свист проявился сразу после того, как были заменены детали, то рекомендуется поездить 5-7 дней и понаблюдать, может звук уменьшится или пропадет совсем. Следует учесть тот факт, что всем колодкам требуется время, чтобы «привыкнуть» к диску. При этом во время торможения может появиться не только свист, но и снизиться эффективность. В этом нет ничего страшного. Пройдет время и показатели улучшаться, звуки исчезнут вообще.